Автомобильное сцепление является важным элементом трансмиссии, от технического состояния которого зависит комфорт и безопасность движения. В процессе эксплуатации сцепление может требовать регулировки, обслуживания, а также замены, в зависимости от степени износа. Сцепление — узел, который называют “расходником”, ведь в основе его используются фрикционные детали, и детали, на которые воздействует постоянная высокая нагрузка. Далее разберемся о том, как выявить неисправность сцепления, какие поломки бывают и как их исправить.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УСКОРЕННОМУ ИЗНОСУ СЦЕПЛЕНИЯ
Первая и главная причина ускоренного износа сцепления — небрежное обращение водителя, а именно резкое трогание с места, пробуксовки, долгое удержание педали сцепления. Важно понимать, что в сцеплении существуют две детали, которые выходят из строя быстрее всего, и, соответственно не терпят жесткого режима эксплуатации — фрикционный диск сцепления и выжимной подшипник. Диск сцепления начинает быстрее стираться, а повышенный его износ характеризуется специфическим запахом, что называется “паленым сцеплением”, а выжимной подшипник, из-за продолжительной работы вхолостую — хрустеть и гудеть.
Второй момент кроется в качестве комплектующих. Если вы приобретаете сцепление по отдельности, то разность качества комплектующих влияет пагубно на весь узел в сборе. Некачественное сцепление работает меньше, иногда проскальзывает. И, наконец, третья причина — неправильная установка сцепления. Это может быть один из моментов:
фрикционный диск установлен обратной стороной;
выжимной подшипник недостаточно “сидит” на своем месте;
диск сцепления, при установке, не отцентровали.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
Существует множество прямых и косвенных признаков, указывающих на износ сцепления. Для определения причин необходимо тщательно провести диагностику, которая может прямо указать на конкретную деталь, вышедшею из строя. Далее, из нижеуказанных признаков, вы научитесь понимать, при каких факторах вышла из строя та, или иная деталь системы сцепления.
Рассмотрим основные признаки, на прямо указывают на износ сцепления:
-сцепление выключается не полностью. Такой признак называется “сцепление ведет”, и происходит по причине того, что при нажатии на педаль сцепления, ведомый и ведущий диск размыкаются неполноценно, а их рабочие поверхности несколько соприкасаются. Из-за этого переключение передач либо сопровождается хрустов синхронизаторов или вообще включить передачу невозможно, пока водитель несколько раз не выжмет сцепление;
-пробуксовка ведомого диска. Происходит пробуксовка из-за недостаточного прилегания его к поверхности маховика, из-за чего включение сцепления становится еле возможным. Как только вы отпускаете сцепление, вы увидите резкое повышение оборотов, при этом разгоняться авто будет с запаздыванием. Сопровождается пробуксовка сильным запахом горелого ферродо, что называется “горит сцепление”. В зависимости от степени износа сцепления, пробуксовка может вас застать при движении под горку, при резком разгоне или при полной загрузке транспортного средства;
-вибрация и посторонние звуки. Возникают такие моменты при включении и выключении сцепления, во многом говорят о неисправности демпферных пружин ведомого диска и неисправного выжимного подшипника;
рывок при включении сцепления. Возникает в начале движения, также рывок может возникать при переключении во время езды.
КАК ПРОВЕРИТЬ СЦЕПЛЕНИЕ
Если вы, эксплуатируя автомобиль, заметили один из вышеописанных симптомов неадекватного поведения сцепления — читайте далее о том, как производится самостоятельная диагностика системы сцепления без снятия коробки передач.
«ВЕДЕТ» ИЛИ «НЕ ВЕДЕТ»
Для того, чтобы определить “ведет” сцепление или нет, следует произвести диагностику следующим образом: запустите двигатель, выжмите педаль сцепления и попробуйте включить первую или заднюю передачу. Если передача включается с трудом, сопровождается специфическими звуками — это говорит о том, что фрикционный диск не отходит от маховика полностью.
Второй вариант диагностики происходит в движении, когда автомобиль загружен или двигается под горку, при этом вы будете отчетливо слышать запах горелого сцепления.
БУКСУЕТ ЛИ СЦЕПЛЕНИЕ
Для проверки необходимо воспользоваться ручным тормозом. Обратите внимание, что автомобиль должен стоять на ровной поверхности. Запускаем двигатель, выжимаем сцепление, включаем первую передачу, при этом ручной тормоз активирован. Если автомобиль, при отпускании педали сцепления заглох — узел сцепления исправен, в любом другом случае требуется дополнительная диагностика со снятием КПП.
ПРОВЕРКА ИЗНОСА СЦЕПЛЕНИЯ
Проверить сцепление по следующей схеме довольно просто:
Запустите мотор и включите 1 передачу.
Плавно отпуская педаль сцепления, без подгазовки, попробуйте тронуться с места.
Если транспортное средство начало движение, как только вы начали отпускать педаль — значит сцепление, практически, не изношено. “Схватывание” сцепления на середине амплитуды педали — износ составляет 40-50%. Когда автомобиль начинает движение только при полном отпускании педали сцепления, это говорит о его неисправности, при этом ведомый и ведущий диск может пребывать в отличном состоянии, а из строя вышел рабочий цилиндр сцепления или растянулся трос.
ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
Зачастую автовладельцы сталкиваются с проблемой неадекватной работы системы сцепления только при обнаружении явных признаков. Непосредственно причины:
-износ ведущего или ведомого диска, либо узла в сборе. В нормальных режимах эксплуатации, сцепление способно отработать положенный минимум в 70 000 километров. Как правило, изнашивается фрикционный диск и выжимной подшипник, а сама корзина, иногда остается исправной;
-жесткая эксплуатация автомобиля. Постоянные пробуксовки, резкие нажатия на педаль акселератора, переключение передач на высоких оборотах с резким бросанием педали сцепления заставляют фрикционный диск “гореть”. Также, любые перегрузки в виде превышения снаряженной массы, подъем на крутой угол, а также попытки “враскачку” выбраться из бездорожья, также “сжигают” сцепление намного раньше, чем оно могло износиться;
-выход из строя выжимного подшипника. В данном случае он начинает “подъедать” лепестки корзины, из-за чего ведомый диск начинает неплотно прилегать к маховику;
-вибрация при выключении/включении сцепления. В это время фрикционный диск вращается “вхолостую”, и если бы в конструкции не было предусмотренных поперечных пружин — вы постоянно ощущали бы вибрацию. Пружины позволяют диску вращаться без колебаний, а при их растяжении повышаются вибрационные нагрузки на первичный вал, повышается износ рабочей поверхности маховика.
Вышеуказанные причины — типовые, и возникают всегда при эксплуатации автомобиля. Что касается нештатных причин, то их также хватает:
-ведомый диск изнашивается раньше всех, однако в пробуксовке могут быть виноваты как корзина, так и маховик из-за недостаточной толщины рабочей поверхности;
-при перегреве корзина может потерять свои свойства. Это видно только при снятии сцепления, если обратите внимание на рабочую поверхность корзины, то синие оттенки говорят о том, что узел работал в условиях перегрева;
-ранний износ сцепления также возникает из-за неисправности заднего сальника коленвала и сальника первичного вала КПП. Герметичность картера сцепления — важный момент, поэтому попадание масла на фрикционы не только способствует пробуксовке даже нового сцепления, но и способствует скорой замене сцепления в сборе;
-механическая неисправность деталей сцепления. “Потеря” лепестков корзины, разваленный выжимной подшипник, разрушение ведомого диска случается в случае применения некачественного сцепления, при критически-жестких условиях эксплуатации, и несвоевременной замене узла.